Skip to content
14.02.2016 / Fliker09

«Я хочу знать больше!» или мой опыт онлайн обучения


Я наверное уже заколебал своих друзей и знакомых своими восторженными упоминаниями про онлайн-курсы которые прохожу (причём не один курс за раз, а по несколько параллельно!). Поэтому пожалуй я опишу свой опыт в письменной форме, как напутствие и чтоб больше не повторятся (а также не мучить чужие уши).

Всё началось благодаря одному хорошему другу. Он поделился в ФБ ссылкой на онлайн-курс по астрономии. Понятное дело меня это заинтересовало. Признаю, сначала я был скептичен… Но всё-таки присоединился и решил попробовать что-то новое для себя. Ох, откуда мне было тогда знать что вместо того чтоб отдыхать и отсыпаться после катания на лыжах я буду сидеть за свои «ёжиком» и решать домашние задания по онлайн-курсам (их было необходимо сдавать в срок)… Чтобы не голословить вот ссылка на тот самый курс:

Introduction to Astronomy

Я его окончил на 100% с отличием. Не потому что он лёгкий (если бы только…) а потому что я приложил много-много усилий (и исписал несколько тетрадей решая задачки). Он потрепал мне немало нервов в процессе его прохождения… Но как же мне нравилось его проходить! Просто потрясающий преподаватель и клёвое сообщество единомышленников! Море удовольствия и сложностей, которые вылились в удовлетворение и осознание того что обратного пути нет. Всё, я познал новый способ расширять свой кругозор, в своё удовольствие! Первая платформа была Coursera. И прежде чем продолжить список курсов которые я прошёл мне пожалуй стоит разжевать что же такое онлайн-курсы и с чем их едят. Разберём это дело по пунктам:

  1. Регистрация. Она бесплатная у всех платформ которые я посещаю (Coursera, edX, Udemy, CourseTalk);
  2. Тематика. Ох… есть всё что угодно! От изучения иностранных языков до ядерной физики и нейрофизиологии! Экономика, маркетинг, астрономия, программирование, искусство, психология, история и т.д. Неимоверное количество!
  3. Создатели курсов. Уйма университетов со всего мира! Многие из них с мировым именем — Принстон, Берклей, Стэнфорд и многие другие;
  4. Форма подачи материала. Доминирует видео, но конечно же присутствует отдельно и текст, и картинки;
  5. Язык преподавания. Как вы наверняка уже догадались доминирующим языком является английский… Но он не единственный! Практически все курсы имеют субтитрование на нескольких языках, в том числе и на русском. Причём субтитрование хитрое — произносимое синхронно с текстом субтитров (по крайней мере я такое видел в случае с английской озвучкой и английскими субтитрами на edX). По поводу наличия русской озвучки… Не уверен, никогда не нуждался. Скажу даже больше — я даже субтитры не включаю, настолько ясное и понятное произношение (для сравнения — все англоязычные фильмы я смотрю с субтитрами);
  6. Достоверность материала. Под этим пунктом я имею виду насколько можно доверять материалам из курсов. Всё что я до сих пор прошёл имеет основательную библиографию, с отсылками на множество серьёзных академических работ. Плюс преподаватели имеет серьёзные статусы, иногда с мировыми именами и даже встречаются лауреаты Нобелевских премий;
  7. Цена курсов. Это комплексный вопрос… В подавляющем своём большинстве они бесплатные. Но при этом многие из них предлагают оплатить официальный сертификат (цена вопроса может сильно варьировать). Чем хорош официальный сертификат? Тем что он подтверждает официально факт того что именно Вы прошли этот самый курс. Это делается на основе Ваших документов (удостоверение личности например). Как именно? Точно вам не опишу процедуру, я ещё ни разу не оплатил ни один курс (LFCS не в счёт). Но есть один интересный факт… С относительно недавних пор Coursera просит пройти идентификацию на основе вашего стиля печати, фотографии лица и удостоверения личности (с помощью веб-камеры). И это независимо от того факта проходите Вы или нет какой-либо оплачиваемый курс. Что это означает? А то что даже прохождение некоторых курсов без покупки платного официального сертификата всё равно придаёт ему вес ибо Ваша личность была идентифицирована при его прохождении. Чтоб было яснее приведу пример. Один из последних курсов который я прошёл это Learning How to Learn: Powerful mental tools to help you master tough subjects (очень кстати рекомендую, его вообще стоит пройти первым прежде чем приступать к другим курсам!). Перед каждым финальным тестом меня просили пройти проверку моей печати на клавиатуре. Однажды я её провалил и меня попросили встать перед веб-камерой для альтернативной проверки. Я её прошёл и был допущен к выполнению теста. Но такой механизм я пока не видел у всех курсов или на других платформах… Несомненно есть курсы которые не предлагают оплачиваемого сертификата (как например тот что я прошёл самый первый, ввиду того что он использовал много материала третьих лиц на некоммерческой основе) или могут быть пройдены только после оплаты;
  8. Способ прохождения. Тут есть несколько подходов и зависит от создателя курсов. Самый часто-встречаемый тип (сужу по своему опыту) это те что имеют определённые даты начала и окончания, материал выдают еженедельно и домашние задания нужно выполнять до следующей учебной недели. По окончанию курс может стать более либеральным и сменить тип на «свободное посещение» или же закрыться до следующей сессии (даты назначают создатели курсов). Есть курсы с изначально свободным посещением, где материал полностью доступен, а все домашние заданию имеют срок сдачи, к примеру, через полгода. Но это по реже и не очень дисциплинирует (а ещё азарта чуть меньше. Но от этого не менее интересные, уверяю!). Также есть курсы, платные, которые могут быть начаты по запросу желающих (они могут также включать индивидуальную помощь от ведущих курса);
  9. Способ оценки. Опять же индивидуально. Чаще всего это тесты с заданиями которые оценивает учебная платформа в автоматическом режиме. Бывают задания которые не влияют на финальную оценку (такие часто бывают вставлены прямо посреди учебных видео и текстов). В большинстве случаев вам дают несколько шансов на то чтобы ответить на каждый вопрос. Впрочем, это зависит от платформы — Coursera даёт попытки для теста целиком, а edX на каждый отдельный вопрос/задание. Есть ещё один интересный подход который я открыл для себя всего пару недель назад — peer-review. Суть в том что Ваши задания оценивают однокурсники, по определённой методологии заданной создателями курса. Очень интересный подход и весьма полезный — однокурсники могут дать индивидуальные советы. Важное замечание — данный механизм анонимен! Вы не знаете кого Вы оцениваете и кто Вас оценивает. В случае конфликтов может вмешаться модератор. Также стоит упомянуть тот факт что могут быть гранд-тесты или курсовые задания. Индивидуальные вопросы, тесты и курсовые задания имеют свой вес в финальной оценке Вашего успеха и сертификата (да, да, даже проходя бесплатно курс Вы получаете сертификат! Но в нём открыто написано что гарантий на аутентичность студента нету);
  10. Мобильные приложения.Есть в наличии, но я лично не использую. В последний раз когда тестировал (это было наверное более года назад) мобильное приложение от Coursera позволяла полноценно проходить курсы, а вот приложение от edX — только просмотр видео-лекции было доступно.

Теперь можно вернуться к себе любимому пройденным мною курсам! Самая первая рекомендация касается астрономии — это был первый онлайн-курс который я прошёл. Но пожалуй я перечислю те что стоит пройти ВСЕМ — они изменят Вас, также как они изменили (и меняют) меня. Первый курс этот тот что вы встретили в пункте 7 что выше. Да, его стоит пройти самым ПЕРВЫМ. Он заложит базу того как стоит проходить остальные курсы и ответит на вопрос стоит ли выполнять домашние задания (это на случай если сертификаты Вас не интересуют). Будучи коротким, всего 4 недели, он много времени не отнимет. Но он заставит вас пересмотреть человеческую память и способы обучения. Я очень и ОЧЕНЬ рекомендую просмотреть ВСЕ дополнительные видео-материалы — они составляют пожалуй половину той ценности что несёт собой данный курс!

Следующий курс это The Science of Everyday Thinking. Он произвёл фурор в моей голове! Да, он весьма продолжительный, целых 12 недель. Но то что он пытается донести до нас имеет огромную ценность… Мышление, память, стереотипы, эксперименты и многое другое, то что позволяет понять почему мы такие какие мы есть и как это можно изменить. Опять же рекомендую просмотреть дополнительные видеоматериалы, они также полезны как и в предыдущем курсе.

Последнее из этой серии это The Science of Happiness. Несмотря на название я опасался что будет слишком много философии, без науки как таковой по большой части. Я ещё не окончил данный курс, но уже признал свою неправоту — здесь очень серьёзный научный подход. Поэтому с удовольствием прохожу и рекомендую другим! Единственное что не нравится — много текстового материала… Но это на мой вкус!

Прежде чем переходить к астрономии я затрону тему IT. Уже прошёл 2 курса и ещё 2 прохожу. Первым был Introduction to Linux. Не то чтобы мало познаний в этой области, но я хотел систематизации того что знаю и восполнить некоторые пробелы. Как продолжение я взялся за следующий уровень — Linux Foundation Certified System Administrator. Как вы можете заметить это уже за пределами массовых платформ и стоит немалых денег. Но хочу кое-что упомянуть — в мире онлайн-курсов возможны стипендии! Я подал заявку, но не выиграл. Хотя в итоге я ничего не заплатил — я просто нереально крут их впечатлил своей заявкой и мне сделали 100% скидку. Вот такие дела… Следующее что я прошёл был Learn HTML5 from W3C. В виду своего любопытства и редкой но регулярной необходимости разработать что-то для веба я решил углубить и систематизировать свои познания. Очень многое узнал, но не понравилось что практики в общем-то и не было, просто проверка того что преподавалось. Есть вторая часть этого курса, более углублённая и скорее всего более практичная, но я не взялся за неё. Ещё один курс который я сейчас прохожу это An Introduction to Interactive Programming in Python (Part 1). Из названия становится понятно что речь идёт об обучении программированию на языке Python. Интересный подход к еженедельным проектам — нужно писать игрушки! Оценку производят однокурсники. Последнее задание было написать Понг. Успешно удалось, но играть с самим собой не очень интересно…

А теперь к астрономии! Будем идти по возрастанию сложности. Следующий в списке астрономических курсов это AstroTech: The Science and Technology behind Astronomical Discovery. Относительно короткий и не очень сложный курс. В виду того факта что я инженер-электронщик то выбор этого курса было ожидаемым — здесь и астрономия, и электроника. Но повторюсь — курс не очень глубокий, мозги не свернёт в трубочку (чего не скажешь о первом курсе… Да, я солгал, он не самый лёгкий но зато фундаментальный). Далее следует Analyzing the Universe. Это курс с упором на рентгеновский спектр. Нет, нет, нет, не надо сразу пугаться! Очень много внимания уделено базовым вещам и всё что связано с работай в софте очень и очень подробно расписано. Впрочем, тесты заставят вас попотеть немного…

Следующие курсы уже составляют первый год по астрофизике в Австралийском Национальном Университете. Первый, уже пройденный мною, это Greatest Unsolved Mysteries of the Universe. Сложность средняя и самая низкая в данной серии. Сказать что понравилось значит ничего не сказать! Подробное описание того как мы пришли к тому что знаем (и не знаем) о Вселенной просто поразило меня. А курсовая задача вас явно заставит попотеть… Курс второй, также пройденный — Astrophysics: Exploring Exoplanets. Я знал что поиск планет вокруг других звёзд это непростая задача, но подробностей и уровня сложности я не знал. После этого курса понимаешь как же это НЕПРОСТО. Третий курс, который я только должен начать (но уверен что 100% впечатлит) это Astrophysics: The Violent Universe. Есть и четвёртый курс, но до запуска ещё есть время…

Напоследок упомяну The Conquest of Space: Space Exploration and Rocket Science который только начался и я ещё не успел «пощупать». Буду рад если кто-то вместе со мной его будет проходить!

Ах да, есть ещё курсы по писательскому английскому, но это я уже оставлю на будущее обновление этого поста! Жду ваших комментариев и вопросов!

Добавить комментарий

